После устройства фундамента и засыпки пазух по периметру всех наружных стен выполняют отмостку. Отмосткой называют покрытую бетоном или другим изолирующим материалом полосу земли, примыкающую к фундаменту. Такая конструкция препятствует проникновению атмосферной и другой влаги под фундамент и тем самым предотвращает его проседание. Она позволяет нижней части стен здания даже при сильных дождях оставаться сухой.
Отмостку лучше делать из бетона. Асфальт использовать нежелательно, так как он дает вредные для человека испарения. Для того чтобы грамотно выполнить отмостку, производят выемку грунта по периметру здания на глубину 15-20 см. Канаву, особенно часть, примыкающую к гаражу, поливают гербицидом (например, симазином) для уничтожения корней сорняков. Затем приступают к выполнению бетонной или песчаной отмостки.
Бетонная отмостка . В вырытую и подготовленную для отмостки траншею укладывают слой песка толщиной 10 см и утрамбовывают его ручной бабой. Затем в траншею насыпают слой мелкого щебня толщиной 10 см и уплотняют его. Поперек отмостки с шагом 1–1,2 м ставят на ребро деревянные рейки, обмазанные битумом. Верх реек располагают на уровне поверхности бетона, учитывая небольшой уклон отмостки от дома.
На подготовленное ложе укладывают бетон, а рейки служат так называемыми маяками, по которым идет правилка при выравнивании поверхности бетона. Деление отмостки на участки с помощью реек предохраняет бетонное покрытие от разрывов в морозные дни. Сплошная отмостка из бетона разрушается, как правило, в первую же зиму.
Уложенную бетонную отмостку тщательно железнят, то есть припудривают влажную поверхность несколько раз цементом и заглаживают железным мастерком. Затем поверхность накрывают мокрой мешковиной и выдерживают 1 неделю. Бетон поливают время от времени водой из лейки, чтобы ткань все время была влажной.
Песчаная отмостка . Если песчаную отмостку полностью пропитать теплым раствором жидкого стекла, а затем закрепителем (отвердителем), то песок в результате связывается и превращается в камень-песчаник. Отмостка из закрепленного песка не размывается водой и препятствует ее проникновению в фундамент.
Растворимое стекло – силикат натрия (калия) – имеет обычно плотность 1,35 г/см3. В малярных работах применяют калиевое жидкое стекло, в бетонных работах – натриевое. Есть в продаже и так называемая силикатная глыба, то есть твердая основа жидкого силикатного стекла. Чтобы превратить эту глыбу в жидкое стекло, ее размельчают, загружают в бак и варят в небольшом количестве воды 6–8 часов. При небольшом избыточном давлении в котле варку сокращают до 2–4 часов.
Изготовление отмостки, как и в первом случае, начинают со снятия растительного слоя толщиной 15–20 см. В яму заливают гербицид, затем ее засыпают слоем песка толщиной 10 см, который тщательно трамбуют.
Утрамбованный слой поливают из лейки теплым жидким стеклом, а затем сразу же раствором отвердителя. В качестве отвердителя применяют 5–10%-ный раствор кремнефтористого кальция или 3–7%-ный раствор кремнефтористого натрия. Песчаный слой должен быть весь пропитан растворами жидкого стекла и отвердителя. Верхний слой делают по возможности из просеянного мелкого песка. Его обрабатывают сначала жидким стеклом, затем отвердителем. Готовую отмостку прикрывают на 2–3 суток пленкой, рубероидом, пергамином, толем и др. Отмостку желательно окантовать водоотводной канавкой, которую также бетонируют.
Можно просто воспользоваться распиленной трубой, которую укладывают в эту канавку (рис. 171).
Рис. 171. Устройство отмостки: 1 – цементный раствор; 2 – слой щебня или битого кирпича; 3 – глина; 4 – грунт; 5 – водосточная канавка; 6 – фундамент
При устройстве отмостки следует предусмотреть небольшой уклон от здания, чтобы обеспечить сток талых и дождевых вод. Отмостку выполняют шириной 60–100 см.
Устранение неудобств, связанных с подъездом к гаражу
Если гараж находится на тихой улице или в небольшом поселке, то не исключено, что по обеим сторонам улицы будет проходить канава для стока воды. Нередко она является досадным препятствием для автомобилиста. Из этого следует, что при устройстве гаража следует заранее позаботиться о преодолении таких препятствий.
Наиболее простым сооружением, служащим для переезда через такую канаву, является деревянный мостик. Вдоль краев канавы роют ямы для лежней. Лежни изготавливают из наиболее смолистых бревен, тогда они дольше прослужат без замены. Под лежень на дно каждой ямы кладут песчаную подушку толщиной 15–20 см.
Перед укладкой лежни обрабатывают, то есть затесывают с одной стороны и смазывают сторону, обращенную вверх, антисептиком, горячей смолой или гудроном. После этого их кладут в ямы, стараясь, чтобы они были расположены на одном уровне. Далее на лежни кладут четыре поперечных бревна, обтесанные сверху на всю длину, а снизу – в местах опирания на лежни. Бревна располагают таким образом, чтобы они совпадали по ширине с колесной базой автомобиля. Крепление бревен на лежнях производят с помощью скоб или глухарей – специальных больших гвоздей.
Поверх бревен набивают настил из досок-шестидесяток. Доски укладывают с просветом в 15–20 мм: это нужно для проветривания настила. Кроме этого, бревна пропитывают антисептиком или горячей смолой. По обеим сторонам настила для лучшего закрепления поверху прибивают дополнительные доски.
Мостик можно сделать из железобетона, тогда он будет более долговечным. Основанием мостика могут служить заводские бетонные плиты или изготовленные самостоятельно.
Под опоры предварительно вырывают ямы, которые выкладывают плитами. До заливки бетона делают необходимую опалубку. Под опоры обязательно насыпают песчаную подушку толщиной 15-20 см. Плиты кладут на опоры. Теперь мостик через канаву готов.
Чтобы избавиться от неприятностей, связанных с придорожной канавой перед гаражом, можно воспользоваться еще одним способом. В канаву помещают трубу, пропускающую через себя воду. Эта же труба будет служить опорой для колес автомобиля при переезде канавы. Глубина придорожных канав колеблется в пределах 1 м. Необходимо отметить наибольшую высоту, которую будет занимать вода в период дождей или таяния снега. В том случае, если труба одиночная, необходимо, чтобы ее внутренний диаметр превышал расстояние от дна канавы до отметки уровня воды. Это нужно для того, чтобы в случае замерзания воды ледяная пробка не закупорила трубу и не закрыла весной отверстие стока.
Длина сточной трубы должна быть не менее 3 м. После укладки в канаву трубу засыпают песком и щебнем с последующим трамбованием.
При отсутствии трубы большого диаметра можно использовать несколько тонких, расположив их друг над другом. В этом случае верхняя труба будет находиться выше максимального уровня поднятия воды. Смещение труб можно предотвратить, установив под ними деревянные стойки. Во избежание проседания стоек в грунте их желательно выполнить из более прочного материала, например бетона. Последующая засыпка труб песком и щебнем обязательна.
Устройство смотровой ямы
Специалисты не рекомендуют устраивать смотровую яму в гараже, так как поступающие из нее испарения в результате перепада температур образуют конденсат. Конденсат, как правило, вызывает коррозию металлических частей днища автомобиля, который обычно стоит над ямой. Если без смотровой ямы обойтись нельзя, то нужно постараться сделать ее в стороне от стоянки автомобиля. При отсутствии такой возможности следует держать смотровую яму постоянно закрытой легкой герметичной крышкой. Нельзя забывать, что смотровую яму делают при расположении УГВ ниже 2,5 м от поверхности земли.
Кладка стен
После возведения фундамента, сооружения погреба и смотровой ямы приступают к кладке стен. Для кладки стен используются кирпич, бут, монолитный легкий бетон, камень, железобетонные стеновые панели и другие материалы. Самым распространенным материалом, используемым для возведения стен, является кирпич. Кирпичные стены прочны, несгораемы, но имеют большую теплопроводность, поэтому для утепления их оштукатуривают с внутренней стороны.
Сплошные кирпичные стены можно выполнять из пустотелого, пористого или обыкновенного полнотелого кирпича. Для защиты нижних рядов кладки от проникновения влаги стену изолируют от фундамента. Сначала поверх фундамента наносят тонкий слой цементного раствора, на который кладут два слоя не обсыпанного песком рубероида (его стыки следует хорошо перекрывать и чередовать). Далее опять идет слой раствора, по которому и выкладывается первый ряд кирпичей.
Толщина кирпичных стен может быть самой различной: в 0,5 кирпича, в 1, 1,5, 2, 2,5 и 3 кирпича. Следует знать, что при кладке в один кирпич в стене время от времени делают утолщения: такой прием повышает ее прочность. Кроме того, на той стороне, где планируется сделать ворота, ставят два дополнительных кирпичных столба. На эти столбы в дальнейшем будут навешиваться ворота.
При определении необходимой толщины стен учитывают максимальную температуру наружного воздуха зимой и силу ветра, преобладающего в данной местности. Расчеты показывают, что если в местности господствует сила ветра порядка 15 м/с (что бывает очень редко), то ей может успешно противостоять стена толщиной в 1 кирпич и высотой чуть больше 2 м. Стена же толщиной в 2 кирпича и высотой 2,5 м способна выдержать ураган с силой ветра до 40 м/с. Если проект гаража предусматривает более высокие стены, то лучше всего остановить свой выбор на стене толщиной в 1,5 кирпича. Такая стена высотой в 2,4 м выдерживает напор ветра до 27 м/с, что соответствует шторму.
Если величина максимальных зимних температур не превышает 20 °С ниже нуля, то толщина стены должна быть в пределах 1 кирпича, если ниже, то – 1,5-2 кирпича.
Подробнее о способах кладки кирпичных стен и устройстве перемычек над дверным проемом рассказано в главе 2.
Утепление стен
Для содержания автомашины в гараже в зимнее время достаточно построить гараж со стенами, толщина которых составляет 1,5-2 кирпича. Однако большинство людей предпочитает иметь теплый гараж, стены которого способны длительно удерживать тепло. Тогда стены такого гаража делают пустотелыми. Сначала выполняют кладку ограждающих стенок (толщиной в 1/2 или 1/4 кирпича), которые заполняют легким бетоном. Через каждые 3–5 ложковых рядов выкладывают один тычковый ряд, входящий в бетон. Такую стену возводят поясами, причем их высота будет определяться поперечной перевязкой кладки тычковыми рядами. При этом нижние 2–3 ряда стен и кладку по периметру проемов для ворот или дверей выкладывают сплошной, а не пустотелой кладкой.
Если в качестве утеплителя используют керамзит, то его засыпают в пустотелые проемы стен без утрамбовки. При использовании в качестве заполнителя шлака его трамбуют, проходя слоями толщиной в 15–20 см, используя для этого штукатурную лопатку. Следует знать, что не всякий шлак годится для теплоизоляции. Металлургический или топливный шлак перед использованием выдерживают в течение 1–1,5 лет на открытой площадке. Это нужно для того, чтобы он освободился от ядовитых продуктов горения.
В качестве утеплителя в межстенных пустотах, кроме керамзита и шлака, используют минеральную вату, шлакобетон или смесь шлака с опилками (рис. 172). При возведении стен толщиной в 2 кирпича минераловатные плиты закладывают в оставленный в ходе кладки зазор между лицевой верстой и забуткой. Прослойку утеплителя через каждые 5 рядов кладки разделяют тычковым рядом кирпичей.
Рис. 172. Выполнение кладки стены толщиной в 2 кирпича с утеплителем: 1 – перевязка тычками; 2 – наружная верста; 3 – плитный утеплитель
Перевязка углов обязательна, так как в связи с использованием в кладке теплоизоляционных пустот, она имеет свои особенности.
Перевязку выполняют по многорядной системе. Кладку углов производят с двух трехчетверток (рис. 173), уложенных ложками.
Рис. 173. Схема раскладки кирпичей при кладке прямого угла стен с воздушной прослойкой или утепляющими плитами: 1 – неполномерные кирпичи; 2 – зазор, заполненный утепляющими плитами
Между двумя верстовыми тычковыми рядами в первом ряду оставляют зазор шириной около 50 мм. Дальше, во 2, 3, 4, 5 и 6-м ряду наружный верстовой ряд отделяют зазором от забутованной части. Пройдя пять рядов, дополнительно перевязывают кладку тычками.
Возведение стен из других материалов
Кроме кирпича, стены выполняют из других материалов, например керамических камней, бетонных блоков, бутового камня и др.
Стены из керамических камней правильной формы . Кладку стен из такого материала выполняют по тем же правилам, которые распространяются на кирпичную кладку. Рекомендуется применять однорядную систему перевязки. Можно поступить и по-другому: укладывать один тычковый ряд на каждые два ряда кладки. При высоте керамических камней 138 мм укладывать забутку обычным способом не представляется возможным. Камни, приготовленные для кладки забутки, раскладывают на стене вплотную друг к другу. В дальнейшем их покрывают сверху раствором, который разравнивают кельмой. Затем камень с нанесенным на него раствором прижимают к ранее уложенным камням. Для кладки используют и менее подвижный раствор: это предотвращает его затекание на лицевую поверхность стены и загрязнение ее. Излишне жидкий раствор может затекать в пустоты камня, а это повышает расход раствора и ухудшает теплотехнические свойства керамического пустотелого камня.
Стены из бетонных блоков . При кладке стены из мелких бетонных блоков смещают поперечные вертикальные швы в смежных рядах на полкамня или четверть камня. Перевязку выполняют в виде тычкового ряда (рис. 174) через каждые два ложковых ряда. Применяют перевязку и через каждый ложковый ряд.
Рис. 174. Выполнение трехрядной перевязки угловой кладки толщиной 390 мм при использовании бетонных камней
В стенах из керамических или мелких бетонных блоков толщина швов должна быть такой же, как и при кирпичной кладке, то есть горизонтальный шов должен иметь толщину 12 мм, а вертикальный – 10 мм.
Стены из природных камней неправильной формы . При отсутствии кирпича, керамических и бетонных блоков в строительстве гаража используют и природный камень. Камни могут иметь неправильную или постелистую форму. Кладка из природного камня называется бутовой. Из бута выкладывают и фундамент, и стены. Подробнее о бутовой кладке рассказано в главе 2.
Устройство перекрытий
По своей конструкции крыша гаража отличается от крыши жилого дома, но надо серьезно отнестись к ее устройству. От качественно сделанной крыши во многом зависит сухость гаража. Кроме этого, конструкция кровли должна надежно защищать автомобиль от неблагоприятных воздействий атмосферы.
Наиболее простой и надежный вид перекрытия гаража делается из бетонных шести– или семипустотных плит, положенных вдоль или поперек гаража в зависимости от расположения несущих стен.
Если гараж планируется отдельно стоящим или расположенным на территории усадьбы, то можно использовать конструкцию с чердачным помещением. На чердаке можно разместить хозяйственные помещения: склад, мастерскую и т. д.
Кроме плитного используют балочное перекрытие, состоящее из системы балок, деревянных или металлических. Комбинация материалов и их обработка должны соответствовать правилам пожарной безопасности и иметь необходимую жесткость и надежность. Если применяют деревянные элементы конструкций, то их обрабатывают антисептиком.
При использовании балочной системы перекрытия основную нагрузку несут балки. Они могут быть железобетонными, деревянными и металлическими. Поверх них укладывают настил или накат. Процесс настилки крыши одинаков при применении балок из любого материала. Но монтаж железобетонных и металлических балок осуществляют с помощью крана, а деревянные легко можно установить усилиями нескольких человек.
Балки поднимают на верх стен и укладывают в специально оставленные в кладке гнезда. Если они не были сделаны, то их вырубают с помощью зубила и молотка по ширине балки. Возможна также укладка балок на саму стену с последующей забивкой кирпичом промежутков между балками. Бетонные и металлические балки кладут на слой цементного раствора, а еще лучше – на бетонную подушку. После установки балки в гнездо все пустое пространство вокруг торца, которое осталось в этом углублении, заделывают раствором.
Традиционным для наших условий является устройство настила из досок по деревянным балкам. Он достаточно прост и сравнительно дешев. Процесс установки деревянных балок почти не отличается от монтажа балок, сделанных из других материалов. Для предохранения концов деревянных балок от гниения в случае попадания в гнездо влаги их покрывают битумом и оборачивают двумя слоями рубероида. Торцы балок не смолят и не закрывают. Дно каждого гнезда тоже выстилают рубероидом в два слоя, а после укладки балки заделывают по бокам и сверху раствором.
Толщину деревянных балок определяют тем, насколько часто они будут располагаться, и шириной перекрываемого пролета. Если эта величина 4 м и расстояние между балками 1 м, используют брусья сечением 20 х 12 см. При уменьшении расстояния между балками до 0,6 м применяют брус сечением 18 х 14 см. При ширине гаража 5 м и межбалочным расстоянии в 1 м потребуются балки (брусья) сечением 22 х 16 см; при уменьшении расстояния между балками до 0,6 м – 18 х 14 см.
Вместо брусьев или балок можно воспользоваться бревнами или досками, сколоченными и поставленными на ребро. Общая толщина сколоченных досок должна быть равна толщине бруса, вместо которого их используют. Бревна должны быть сухими и обтесанными с трех сторон. Лес считается пригодным после выдержки его не менее 1 года в сухом помещении. Вообще, для строительных, и в частности, кровельных работ чаще всего используются хвойные породы дерева.
После установки и закрепления балок на них настилают накат, который является основой будущего потолка (рис. 175).
Рис. 175. Элементы деревянного балочного перекрытия: 1 – балка; 2 – черепной брусок; 3 – накат
К балкам прибивают черепные бруски сечением от 4 х 4 см до 5 х 5 см, на которые и укладывают накат. Поверхность наката и нижней стороны балок должны находиться на одном уровне. Для этого элементы наката делают с вырезами в четверть на торцах. Для наката можно использовать необработанные доски или горбыль.
Если в гараже планируется сделать теплый чердак, то следует продумать способы его утепления. Утепление выполняют из минеральной ваты (ее еще называют стекловатой), керамзита, опилок, шлака или какого-либо другого теплоизоляционного материала. Поверх набитых досок настила расстилают строительную бумагу или рубероид. Вместо них можно нанести слой раствора глины и наполнителя (1 : 3). В качестве наполнителя используют опилки, рубленую солому, порошковый асбест. Воду добавляют до нужной консистенции. Когда раствор высохнет, поверх него засыпают утеплитель. Утрамбовывать его не надо, так как воздух, находящийся в утеплителе, обеспечит дополнительную теплоизоляцию. Общая высота засыпки утеплителем – до 3/4 высоты балок.
Если применяют минеральную вату или другой вид искусственного утеплителя, то его укладывают по рубероидной прокладке. Поверх засыпки настилают еще один слой рубероида и только после этого кладут доски пола. Сначала на балки расстилают толь или рубероид и укладывают лаги. Можно обойтись и без лаг, если между балками перекрытия небольшое расстояние. В таком случае пол чердака нашивают прямо на балки. В конструкциях, когда чердак не планируется использовать, применяют засыпку керамзитом или гравием.
Для того чтобы потолок в гараже был более ровным, после монтажа деревянного перекрытия его обшивают фанерой, ДВП или ДСП, листами сухой штукатурки, потом проводят окончательную отделку.
|